Главная » Статьи » Ретро-статьи

Фотомонтаж и фотограмма Лисицкого
Если фотомонтаж в 20-е годы XX века был уже достаточно известен (если не как средство художественной выразительности, то, по крайней мере, как художественный прием), то фотограмма - получение снимка без аппарата, путем экспонирования предметов непосредственно на светочувствительную бумагу - была совершенно новым изобразительным средством.

Первый опыт Лисицкого в области фотограммы - серия рекламных плакатов для канцелярской фирмы «Пеликан». Кроме того что эта работа стала новым и неожиданным словом в рекламной полиграфии, она удивительна по тонкости и органичности применения новой техники в сочетании с продуманной компоновкой изображения.

В ней, как и в более поздних фотограммах, вполне узнаваем особый почерк Лисицкого, создающий ощущение «живого» пространства, гармоничной и уравновешенной среды.

Мастеров, занимающихся фотограммой в начале 1920-х годов, можно перечесть по пальцам: Кристиан Шад, Ман Рей, Ласло Мохой-Надь, Эль Лисицкий.

Не умаляя достоинств других авторов, опыты Лисицкого все же стоит поставить особняком: работы Мохой-Надя по сравнению с ними выглядят четкими, механически продуманными схемами; фотограммы Ман Рея - интуитивным поиском новых форм.

Лисицкий не был первооткрывателем фотограммы, но в его органично-конструктивных работах этот пластический язык получил особое звучание.

Вслед за этим начались опыты, в результате которых появилась не только серия рекламных фотограмм, но и знаменитый «Автопортрет с циркулем».

Автопортрет Лисицкого с циркулем

В этой работе Лисицкий применил метод проекционного фотомонтажа (совмещенной печати с двух негативов), наложив свой портрет на изображение раскрытой ладони с циркулем, зажатым между пальцев.

Удивительно емкий, гармоничный образ предстает своего рода философской метафорой, аллегорией просвещенного творчества. Многовековые символы - циркуль, «прозревшая» рука - придают ему вневременную глубину и цельность. Была ли столь очевидная отсылка к масонской символике осознанной или интуитивной - неизвестно.

В контексте творчества Лисицкого образ мастера-демиурга, строящего нового искусства, имел и самостоятельную значимость. Иногда Лисицкого сравнивают с гениями-универсалами эпохи Возрождения. При всей романтичности такого сопоставления, оно очень верно передает многостороннюю сущность художника. Автопортрет в образе мастера (сам Лисицкий назвал эту работу «Конструктор») - воплощенная квинтэссенция его деятельности.

Категория: Ретро-статьи | Добавил: MiG29_vmvp (28.01.2012)
Просмотров: 2214 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]