Главная » Статьи » Работа с цветом

Восприятие глубины пространства
Синхронная работа пары глаз обеспечивает т.н. стереоскопическое зрение или восприятие глубины пространства. При решении некоторых задач (например, при вдевании нитки в иголку или навертывании гайки на болт) способность воспринимать глубину пространства оказывается весьма кстати. Однако подавляющее большинство объектов сцен - это предметы, отстоящие от нас на метр и более, и поэтому вклад стереоскопического зрения в их восприятие весьма скромен (а свыше пяти метров вовсе не влияет на него).

При рассматривании изображения сцены ощущение глубины пространства возникает за счет ключевых позиций этого изображения, таких как тени, перспектива, затенение одних объектов другими, относительный размер объектов и параллакс - характер всего перечисленного изначально моноскопичен. Сказанное иллюстрируется тем фактом, что ощущение глубины при рассматривании обычного моноскопического изображения - это плод работы мозга, сильно зависящий от направления падающего света. Свет на репродукции падает, как правило, от верха изображения, и если последнее перевернуть на 180°, то могут измениться все направления в ощущении глубины. Однако данное правило может не сработать в отношении тех областей изображения, что похожи на лицо человека: гипсовый отпечаток человеческого лица, даже освещенный сверху, имеет направление глубины, обратное реальности (то есть как будто бы лицо освещено снизу), но воспринимается при этом именно как лицо, но не как его отпечаток.

Вполне реалистичная передача глубины пространства большинством обычных моноскопических изображений лишает смысла создание цветных стереоскопических изображений - оно технологически неудобно и дорого: каждое стереоскопическое изображение требует фиксации двух разных изображений, а также применения специального просмотрового оборудования.

Статические стереоскопические снимки (в отличие от стереокино) в большей степени страдают от недостатка движения, чем статические моноскопические изображения: статические стереоскопические изображения, если угодно, «замораживают» реальность, превращая ее в набор «изваяний», воспринимаемых странно и нереально. По описанным причинам стереоскопические изображения не прижились. Визуализацию трехмерных объектов, текстур и графиков можно использовать в автоматизированном проектировании (computer-aided-design - CAD).

Один из путей - скоростной поочередный показ изображений от левого и правого глаза с просмотром их через специальные очки, содержащие жидкокристаллические фильтры. Последние синхронизированы так, что каждое изображение предъявляется только «своему» глазу. Показ ведется с частотой 60 кадров в секунду, чего вполне достаточно при данной задаче. Если изображения созданы компьютером, то специальная программа может заставить их вращаться, усилив тем самым ощущение глубины пространства.

Наконец отметим, что для разного рода тренингов и развлечений были изобретены специальные шлемы, создающие т.н. виртуальную реальность, в которых видеоизображения, предъявляемые правому и левому глазу, вызывают стереоскопический эффект, а в сочетании с раздельной звуковой стимуляцией правого и левого уха - создают эффект полного присутствия.

Восприятие глубины пространства на фотографии

Бинокулярное зрение особенно ценно в обеспечении трехмерного восприятия объектов, лежащих ближе одного метра; на больших дистанциях ощущение материальности предметов и глубины пространства достигается за счет размера, перспективы и световых эффектов (как в данном примере). Поскольку в большинстве репродукций изображены объекты, более чем на метр отстоящие от камеры, стереоскопические изображения, полученные двумя камерами и рассматриваемые одновременно раздельно правым и левым глазами, используются крайне редко.
Категория: Работа с цветом | Добавил: MiG29_vmvp (16.11.2010)
Просмотров: 2580 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]