Главная » Статьи » Работа с цветом

Визуальное восприятие цвета. Вариации восприятия по цветовому тону
Визуальное восприятие цвета.
Издержки цветовоспроизведения в трихроматической фотографии, трихроматической полиграфии и трихроматическом телевидении порой становятся заметны наблюдателю: воспроизведение некоторых специфических цветовых стимулов иногда оказывается явно некорректным. К примеру, зачастую имеет место выраженная тенденция к падению насыщенности, в особенности субъективно-ярких цветовых стимулов, которые на изображении сцены утрачивают хроматический компонент и начинают восприниматься белыми.

До недавнего времени в цветной фотографии существовала еще одна проблема: лепестки синих цветов на отпечатках и слайдах воспроизводились розовыми (при этом прочие элементы сцены выглядели вполне удовлетворительно). Причина заключалась в том, что синий цветок вдобавок к отражению в сугубо «синей» части спектра (отражению, воспроизводящему стимул, вызывающий синее ощущение) отражает свет также и в его сугубо «красной» (концевой) области. Свет последней весьма слабо воздействует на зрение (поскольку в данной части спектра чувствительность человеческой сетчатки низка), однако цветные фотопленки в этом диапазоне длин волн обычно обладают высокой чувствительностью, и цветок на фотопленке получается краснее.

Сравнительно недавно удалось понизить чувствительность фотопленок в предельно «красной» части спектра (приблизив ее к свойствам сетчатки), благодаря чему регистрация и, соответственно, воспроизведение синих цветовых стимулов стали ощутимо лучше. Насыщенность красных удалось сохранить за счет усиления т.н. межслойного эффекта.

Вместе с тем, несмотря на неспособность простых трихроматических методов к колориметрически точному цветовоспроизведению, неудовлетворительный результат является скорее исключением, нежели правилом. Более того, измерения указывают на то, что основная проблема состоит в недостаточной насыщенности элементов репродукции (по причине паразитного колбочкового возбуждения), а также, в случае субтрактивного цветовоспроизведения, в их темноте (по причине паразитного светопоглощения красителями). Вместе с тем стимулы, далекие от бледных или темных, часто воспринимаются пользователем слишком насыщенными и чересчур субъективно-яркими, то есть, как говорят, процесс «задирает» цвета.

Так или иначе, несмотря на то что объективные измерения свидетельствуют об ущербности трихроматических цветовоспроизводящих процессов как при цветной съемке, так и при просмотре отпечатков, - описанные дефекты чаще всего визуально незаметны. Дабы объяснить очевидное противоречие, напомним, что цветовые стимулы хоть и описываются физическими величинами (такими как коэффициенты спектрального отражения или пропускания), воспринимаются они нашим сознанием в виде цветовых ощущений. Следовательно, о физиологической стороне проблемы должно говорить не меньше, чем о физической.

Вариации восприятия по цветовому тону.
Цветовой тон травы будет в значительной степени зависеть от сорта (один сорт желто-зеленый, другой – сине-зеленый); или от времени года (весенняя травка, например, желтее осенней). Сказанное относится и к листве, диапазон тонов которой даже больше: весной она светящаяся желто-зеленая, летом - зеленая, желтая ранней осенью и красная или коричневая осенью поздней. Цветовой тон фруктов зависит от их спелости: неспелый плод, как правило, зелен, но по мере созревания его цвет проходит через оттенки желтого к оранжевому или к красному. Кожа европеоида в зависимости от ее типа и степени загара варьирует по цвету от светло-розового или почти белого до различных оттенков коричневого. У других расцвет кожи меняется от желтоватого до темно-коричневого или черного.

Цветовой тон любых объектов весьма изменчив и зависит от цвета их фона: цветовой тон зелени дерева, к примеру, будет меняться, если вначале смотреть на крону на фоне синего неба, а затем – на фоне коричневой земли.

Спектральный состав освещения также влияет на цветовой тон: если, например, солнце низко над горизонтом – свет желтоватый, и хотя зрение физиологически компенсирует эту желтизну – компенсация, лишь частичная, и предметы, освещенные низким солнцем, все равно будут выглядеть желтыми. Кроме того, хорошо известно, что цвета многих объектов сильно меняются при переходе от дневного освещения к искусственному, например объекты, сиреневые на дневном свету, при лампах накаливания смотрятся краснее.

Схематичное представление процессов, имеющих место при рассматривании цветовой репродукции травы

Схематичное представление процессов, имеющих место при рассматривании цветовой репродукции травы (верхняя линия) и оригинальной травы (нижняя линия). Физические, физиологические и психологические эффекты разнятся в обоих случаях (а также в разных областях оригинала). Следовательно, ментальный стереотип типичного цвета травы (памятный цвет травы) весьма неопределен, в результате чего неизбежное падение полноты цвета зеленой травы на многих цветовых репродукциях часто остается незамеченным (что также относится и ко многим другим цветам).
Категория: Работа с цветом | Добавил: MiG29_vmvp (16.11.2010)
Просмотров: 2368 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]