Главная » Статьи » Работа с цветом

Субтрактивный принцип (часть 2)
Белый свет содержит все цветовые стимулы спектра, но мы рассматриваем спектр как состоящий из трех основных частей:

- первая - содержит свет с длинами волн больше 580 нм, то есть захватывает всю «красную» часть;

- вторая - содержит свет с длинами волн диапазона 490—580 нм, то есть захватывает всю «зеленую» часть;

- третья - содержит свет с длинами волн менее 490 нм, захватывая всю «синюю» часть спектра.

Если свет каждой из частей спектра по отдельности воздействует на нашу зрительную систему, у нас возникают три самостоятельных цветовых ощущения: красное, зеленое и синее. Следовательно, мы можем говорить, что белый свет представляет собой аддитивную смесь красного, зеленого и синего световых потоков (в том числе свет проектора, падающий на белый экран или отраженный от него, или дневной свет, освещающий белый лист бумаги). Таким образом, все, что необходимо для воспроизведения зрительных стимулов полного цветового диапазона, заключенных в белом свете, - это какой либо способ независимой регулировки «красной», «зеленой» и «синей» долей спектра.

график спектрального коэффициента пропускания желтой краски (yellow)

На рисунке выше дан график спектрального коэффициента пропускания желтой краски (yellow) при ее четырех различных концентрациях. Мы видим, что во всех четырех случаях пропускание по «красной» части спектра остается высоким, - практически около 100%. В «зеленой» части вариабельность пропускания в зависимости от концентрации невелика, но в «синей» части спектра пропускание явно зависит от концентрации красителя. Следовательно, если в проектор поместить слайд, концентрацией желтого красителя которого можно управлять, то по мере изменения этой концентрации количество синего света, падающего на экран, будет меняться в целом независимо от количества зеленого и красного света. Аналогично количество синего света, отраженного от листа белой бумаги, рассматриваемой на дневном свету, будет меняться в зависимости от концентрации желтой краски на ее поверхности.

кривые спектрального коэффициента пропускания пурпурной краски (magenta)

На следующем рисунке даны кривые спектрального коэффициента пропускания пурпурной краски (magenta) при ее различных концентрациях. Ясно, что основным эффектом от изменения концентрации этой краски будет изменение пропускания в «зеленой» части спектра. Очевидно, что пропускание в «синей»и «красной» частях также меняется, но весьма незначительно.

кривые спектрального коэффициента пропускания голубой краски (cyan)

Наконец, последней картинке даны кривые спектрального коэффициента пропускания голубой краски (cyan) при различных концентрациях. Понятно, что основным эффектом от изменения ее концентрации является изменение пропускания в «красной» части спектра (а пропускание в «зеленой» и «синей» частях будет меняться незначительно).

Таким образом, если мы можем менять концентрацию голубой (cyan), пурпурной (magenta) и желтой (yellow) красок (например, в слайде или на листе бумаги), мы получаем возможность менять интенсивность «красной», «зеленой»и «синей» составляющих белого света (т.е. интенсивность красного, зеленого и синего кардинальных стимулов) и, следовательно, можем воспроизводить широкий диапазон цветовых стимулов разной интенсивности. Сказанное и являет собой суть субтрактивного принципа воспроизведения цветовых стимулов (цветовоспроизведения).

Ясно также, что хотя сами по себе cyan, magenta и yellow участвуют в создании стимулов голубого, пурпурного и желтого цветовых ощущений, важнее то, что они являются соответственно «красно» поглощающим, «зелено» поглощающим и «сине» поглощающим веществами. В печатном деле цвета первых двух красок порой ошибочно именуют «синим» и «красным», но их реальная функция (поглощение соответственно красного и зеленого света) от этого, разумеется, не меняется.

Итак, все, что необходимо для реализации принципа субтрактивного цветовоспроизведения, - это возможность независимого управления концентрацией трех красителей в каждой точке слайда или бумаги. Предположив, что таковое возможно, перечислим этапы субтрактивной цветной фотографии (печати):

1. Черно-белая регистрация оригинальной сцены, выполняемая за счет красного, зеленого и синего света (как в аддитивных системах).

2. Получение красочных позитивов с позитивов черно-белых: позитив, зарегистрированный красным светом, воспроизводится голубой краской (cyan); зарегистрированный зеленым светом - пурпурной краской (magenta); зарегистрированный синим светом - желтой краской (yellow).

3. Три изображения, наложенные друг на друга и точно приведенные, рассматриваются при белом свете.

В цветных пленках и бумагах взаимоприводка трех изображений реализуется автоматически — за счет фотоэмульсионных слоев, расположенных один над другим по принципу «триединого пакета»(« integral tripack») на общей пленочной или бумажной подложке. Последующая обработка материала производится так, чтобы в соответствующих слоях образовались изображения, состоящие из голубого, пурпурного и желтого красителей. Стоит сказать, что слои фотоматериалов выполняются сверхтонкими, дабы минимизировать потерю резкости, возникающую из-за рассеивания света верхними слоями. Обычная толщина полного пакета эмульсионных слоев в цветных пленках составляет примерно от 5до 10 mm, т.е.около 0.1 толщины человеческого волоса.
Категория: Работа с цветом | Добавил: MiG29_vmvp (16.11.2010)
Просмотров: 1792 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]