Главная » Статьи » Работа с цветом

Субтрактивный принцип (часть 1)
В аддитивном цветовоспроизведении все требуемые цветовые стимулы создаются смешением в разных пропорциях трех первичных световых потоков (кардинальных стимулов) - красного, зеленого и синего. Субтрактивное цветовоспроизведение на первый взгляд кажется принципиально иным, поскольку требуемые цветовые стимулы образуются за счет трех совершенно разных красок, также взятых в разных пропорциях: синеезеленой (cyan), пурпурной (magenta) и желтой (yellow). Однако на самом деле субтрактивные методы отличны от аддитивных, лишь технологически, но не концептуально.

Фотографические аддитивные методы обладают двумя основными недостатками. Первый состоит в том, что в один из узлов системы визуализации должны быть вмонтированы красный, зеленый и синий фильтры. Эти фильтры можно расположить перед тремя проекторами (как в методе тройного проектирования); на вращающемся диске (как в методе последовательных кадров); в трех стрипах перед проекционным объективом (как в лентикулярном методе); или же, наконец, в микроячейках (как в мозаичном). Но везде, где используются такие фильтры, возникают неизбежные светопотери. Следовательно, в отличие от черно-белой, проекционная аддитивная фотография требует либо регулятора яркости изображения (причем по всему его полю), либо меньшего размера изображения (при той же интенсивности); либо высокой мощности проекционной лампы (а значит, более сложной системы охлаждения проектора). Все перечисленное создает ощутимые неудобства.

Коль скоро ниже речь пойдет об отражающих отпечатках, то сразу оговоримся, что в отношении них не действует ни один аддитивный метод, кроме разве что мозаичного, в котором, однако, мозаика красного, зеленого и синего (даже без какого-либо изображения позади нее) вместо белого способна воспроизвести лишь серый.

Второй недостаток аддитивных методов заключается в том, что их реализация требует использования специального оборудования (например, триплетных проекторов или некоторых особых видов мозаики), что всегда ведет к потере визуальной резкости изображения.

Привлекательность субтрактивного принципа (впервые описан Hauron в1862г.) в преодолении вышеописанных трудностей.

Принцип субтрактивного цветовоспроизведения широко используется не только в фотографии, но и в полиграфии: проекционные изображения столь же контрастны, как и черно-белые, оттиски на отражение могут иметь доброкачественный белый, а при регистрации и показе могут использоваться обычные камеры и проекторы.

Правда, с точки зрения фотографии субтрактивный метод обладает собственными определенными недостатками: субтрактивные материалы по своей структуре существенно сложнее аддитивных и, следовательно, дороже; обработка субтрактивных фотоматериалов требует либо возврата отснятого материала на производство, либо обращения в специализированную лабораторию. И то, и другое неизбежно ведет к временным задержкам и в некоторой степени лишает любительскую фотографию ее прелести.

В цветном телевидении субтрактивный принцип не получил распространения, поскольку здесь с успехом применяются обычные аддитивные системы (т.е. использующие красно, зелено и синесветящиеся люминофоры) - они не требуют таких световых затрат, как в аддитивной цветной фотографии, где через красные, зеленые и синие фильтры пропускается белый световой поток и где четкость изображения ограничена числом стрипов.
Категория: Работа с цветом | Добавил: MiG29_vmvp (16.11.2010)
Просмотров: 1977 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]