Главная » Статьи » Работа с цветом

Субтрактивная цветовая модель
Вы, должно быть, и не подозреваете, что всякий раз используете другой тип цветовой модели во время печати на цветном принтере изображений из программы Photoshop. Естественно, что эта цветовая модель также предназначена для отображения определенной цветовой гаммы. Появление цветовой модели другого типа обусловлено простой необходимостью. Дело в том, что вы видите цвета на распечатке благодаря свету, который после предварительной «фильтрации» отражен от листа бумаги, в то время как на экране монитора свет не отражается, а проходит сквозь изображение.

Первоначально, глядя на лист бумаги, вы видите белый цвет, поскольку в его составе присутствуют примерно равные доли красного, зеленого и синего цветов. Далее, перед отражением от листа бумаги, некоторая часть этого цвета поглощается краской, которая нанесена на лист. Затем поглощенные краской цвета вычитаются из видимого спектра. Оставшиеся после вычитания компоненты цвета отражаются от листа бумаги и попадают в поле зрения сетчатки глаза, в результате чего вы и видите определенные цвета распечатанного изображения. Поскольку в этом случае для отображения цветов осуществляется вычитание некоторых фрагментов из белого цвета, эту цветовую модель назвали субтрактивной (от английского subtract - вычитание).

Поскольку в данном случае основными вычитаемыми цветами являются голубой, пурпурный и желтый, в некоторых случаях эту модель называют CMY (Cyan, Magenta, Yellow - голубой, пурпурный, желтый). Тем не менее, в силу некоторых причин (о них речь пойдет чуть позже) к этой «смеси» добавили черный цвет. Поэтому наиболее распространенным названием субтрактивной модели является буквосочетание CMYK (в данном случае символ «K» означает именно черный цвет, дабы не путать сокращение для черного цвета (Black) с синим цветом (Blue)). Несколько причудливо субтрактивная модель представлена на рисунке ниже. Причудливо, потому что после такого размещения реальных светофильтров увидеть показанные на этом рисунке цвета невозможно, зато можно распечатать на цветном принтере.

Основные цвета субтрактивной модели - голубой, пурпурный и желтый

Итак, для печати цветовой гаммы (например, с помощью принтера или печатных полиграфических машин) используются голубой, пурпурный, желтый и, конечно же, черный цвет. Очевидно, что печать цветных изображений невозможна при помощи аддитивной цветовой модели. Но суть не в том, что на бумагу нельзя нанести красный, зеленый или синий цвет, - это вполне возможно. Проблема заключается в том, что другие цвета спектра на листе бумаги невозможно получить на основе трех цветов аддитивной модели - красная краска отражает только красный цвет, а зеленая только зеленый. В результате наложения этих двух цветов красный цвет поглощает зеленый, а зеленый цвет поглощает красный. Следовательно, если ни один цвет не отражается, то на листе бумаги будет виден только черный цвет.

Что касается голубой краски, то она поглощает только красный цвет (во всяком случае, так принято считать) и, по теории, отражает синий и зеленый цвета. В результате вы видите на листе бумаги голубой цвет (комбинация зеленого и синего). Желтая краска поглощает только синий цвет, отражая при этом красный и зеленый цвета. И, наконец, пурпурная краска поглощает только зеленый цвет, отражая красный и синий. Что же из всего этого следует? А следует вот что. После наложения каких-либо двух основных цветов субтрактивной модели как минимум один из этих основных цветов будет непременно отражен. Например, после наложения пурпурного (красный-синий) и желтого (красный–зеленый) отраженным будет только красный цвет, поскольку пурпурная краска поглощает зеленый цвет, а желтая - синий. Кроме того, во время комбинирования основных цветов субтрактивной модели можно менять их интенсивность (т.е. процентное содержание краски) от 0 до 100%. В последнем случае при интенсивности 100% получится белый цвет, который отражает все основные цвета этой модели.

Предположим, например, что процентное содержание пурпурной и желтой краски составляет соответственно 50 и 100%. В этом случае пурпурная краска поглотит только половину зеленого цвета, в то время как желтая краска полностью «расправится» с синим цветом. В результате такого наложения вместо чистого красного будет получен оранжевый цвет. Аналогичным образом, меняя интенсивность основных цветов субтрактивной модели, можно получить любые цвета видимого спектра.

Теоретически все верно, однако что же происходит на самом деле? Как вы помните, RGB-мониторы далеки от совершенства, поскольку не в состоянии отображать абсолютно чистые цвета. В случае с субтрактивной моделью цвета возникает такая же проблема - в нашем мире нет принтеров, способных печатать абсолютно чистые цвета. Так, по теории, в результате комбинации голубой, пурпурной и желтой красок (в равном соотношении) должен получиться чистый черный цвет. Однако на практике чаще всего получают только тусклый темно-коричневый цвет. Именно такая трехцветная модель использовалась для печати газет с цветными иллюстрациями, которые впервые появились в начале семидесятых годов прошлого столетия.

Чтобы добиться наилучших результатов, необходимо к вышеупомянутой трехцветной модели добавить черный цвет. Черный цвет используется для заполнения темных областей, а также для подчеркивания мелких деталей в других областях изображения. Добавление четвертого цвета немного усложняет процесс печати, что лишь незначительно сказывается на общих затратах, скажем, для офсетной печати. Например, в подавляющем большинстве случаев текстовые фрагменты печатаются именно черной краской. Кроме того, дешевле использовать черную краску, нежели для получения аналогичного цвета применять более дорогие краски основных цветов субтрактивной модели. Типичные цветные компоненты изображения, которое предназначено для печати, показаны на рисунке ниже.

Разделение полноцветного изображения на основные цвета субтрактивной модели

Большинство устройств, предназначенных для печати цветных изображений, не в состоянии должным образом манипулировать интенсивностью основных цветов субтрактивной цветовой модели. Это такие устройства, как струйные, цветные лазерные и термовосковые принтеры. Для печати недостающих цветов (и создания плавных цветовых переходов) в упомянутых выше печатающих устройствах используется так называемый метод размывания (dithering), в результате которого необходимый оттенок получают посредством смешивания двух соседних точек, окрашенных в различные цвета. Аналогичным образом осуществляется печать и черно-белых полутоновых изображений (об этом чуть позже). Лишь некоторые другие принтеры, например сублимационные, могут менять интенсивность основных красок в нужном диапазоне. Такие модели принтеров позволяют печатать 24-битовые изображения, имеющие 16,8 миллионов цветов.

Как показано на следующем рисунке, субтрактивную цветовую модель также можно представить в трехмерном виде. В этом случае красный, зеленый и синий цвета заменены голубым, пурпурным и желтым (соответствующим образом заменены и промежуточные цвета). В действительности если данный куб соответствующим образом развернуть, то он будет идентичен кубу, который отображает аддитивную цветовую модель (читайте СТАТЬЮ...). В этом смысле цветовые пространства RGB и CMYK представляют собой две стороны медали. Но это совсем не означает, что они взаимозаменяемы, поскольку некоторые цвета пространства RGB невозможно распечатать с использованием цветового пространства CMYK.

Трехмерное представление субтрактивной цветовой модели

Сразу после открытия изображения программа Photoshop автоматически использует для его отображения аддитивную цветовую модель (RGB). Происходит это независимо от того, какая цветовая модель сохранена в файле открытого вами изображения. Помните о том, что в этом случае аддитивная модель используется только для отображения открытого вами изображения на экране монитора. Его оригинальная цветовая модель останется неизменной до тех пор, пока вы самостоятельно не измените цветовой режим изображения в программе Photoshop и не сохраните сделанные вами изменения на жестком диске компьютера. Откровенно говоря, в процессе преобразования цветовых моделей из одной в другую Photoshop использует еще одну, «промежуточную» цветовую модель, которая называется Lab (более подробно поговорим о ней в следующих статейках).

Предположим, например, вы открыли файл изображения с цветовой моделью CMYK. В этом случае Photoshop позволит вам редактировать изображение в режиме CMYK, несмотря на то, что для его отображения на экране монитора необходимо использовать модель RGB. В принципе цвета палитры CMYK выглядят менее насыщенными и более тусклыми по сравнению с цветами палитры RGB. Происходит это потому, что яркость цветов палитры RGB можно повысить посредством увеличения яркости экрана монитора, с помощью которого вы просматриваете изображение. Что касается палитры CMYK, то яркость ее цветов во многом зависит от яркости материала, на котором будет сделана распечатка, а также от насыщенности используемых красок («белый» цвет бумаги отражает большее количество света и ярких цветов).

Цвета открытого в Photoshop изображения остаются неизменными до тех пор, пока вы не измените его текущий режим цветности. Да, цветовая гамма CMYK значительно шире цветовой гаммы RGB. Но после каждой смены цветового режима со CMYK Color на RGB Color, а затем опять на CMYK Color (и наоборот - RGB–CMYK–RGB) изображение безвозвратно теряет некоторые оттенки. Поэтому не следует менять цветовой режим CMYK-изображения, особенно в тех случаях, когда изображение предназначено для цветоделения или вывода на печатающие устройства. Благодаря этому в вашем изображении не появятся цвета палитры RGB, которые невозможно распечатать на принтере или с помощью полиграфического оборудования. Специально для таких случаев (смены цветовых моделей) в Photoshop предусмотрен промежуточный цветовой режим Lab.

Цветовая модель Lab является международным аппаратно-независимым стандартом, который был разработан Международной комиссией по освещению (МКО). В режиме Lab Color изображение состоит из трех каналов: черно-белого Lightness (Яркость снимка) и двух цветных каналов - a (от зеленого до пурпурного) и b (от синего до желтого). Режим цветности Lab Color служит превосходным промежуточным цветовым «форматом» программы Photoshop, поскольку в его палитре есть все без исключения цвета как модели RGB, так и модели CMYK. Поэтому режим Lab Color используют во время выполнения самых хитроумных технических задач. Более того, вышеупомянутый режим точнее передает спектр цветов, которые воспринимает человеческий глаз. Следовательно, любые различия в цвете Lab-изображения будут восприняты пользователем программы Photoshop. К сожалению, различия в цвете не всегда можно уловить в режимах RGB и CMYK.
Категория: Работа с цветом | Добавил: MiG29_vmvp (21.11.2010)
Просмотров: 6747 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]