Главная » Статьи » Работа с цветом

Алгебра цвета
Если свойства цветового колеса записать формально, мы получим основные цветовые соотношения. При всей своей простоте они достаточно полезны. Может быть, не каждому захочется их запомнить, но понимать их начинающий фотограф все-таки должен.

Первые две группы соотношений позволяют выразить каждый цвет модели через два смежных цвета.

Первые 2 группы соотношений

Соотношения третьей группы связывают между собой взаимодополнительные цвета. Связь происходит через белый цвет.

Соотношения третьей группы

Аддитивное взаимодействие.
Соотношений 3 справедливы для такого взаимодействия световых потоков, когда их яркости складываются, то есть потоки взаимно осветляют друг друга. такая модель взаимодействия цветных лучей называется аддитивной. Характерный пример аддитивного взаимодействия - наложение пятен света от театральных прожекторов. В том месте, где они пересекаются, яркость больше, чем в каждом из пятен порознь.

Наложение пятен света

С аддитивным механизмом цветообразования мы имеем дело, когда рассматриваем самосветящиеся объекты (экраны телевизоров или мониторов), а также объекты, освещенные проходящим светом (проекционные экраны).

Светочувствительная матрица цифрового фотоаппарата регистрирует проходящий световой поток согласно аддитивной модели. Каждый светочувствительный элемент способен воспринять только яркость, ибо накапливает заряд пропорционально количеству попавших на него фотонов.

Для того чтобы зарегистрировать цвет, приходится устанавливать перед матрицей набор цветных фильтров, соответствующих аддитивной модели RGB. Обычно в таком комплекте число зеленых элементов удвоено, поскольку, как мы отмечали ранее, зрение человека более чувствительно к зеленому цвету. В итоге, комплект фильтров выглядит как RGBG (фильтр Байера). Ячейки фильтра размещаются псевдослучайным образом.

Ячейки расположенные псевдослучайным образом

Иногда вместо второго зеленого фильтра ставят особый фильтр. Например, компания Sony использовала Emerald (изумрудный).

К сказанному выше можно добавить, что и сам глаз человека работает согласно аддитивному механизму. Чем больше световых импульсов зарегистрирует сетчатка, тем более сильный сигнал отправляется на обработку в головной мозг, тем выше кажущаяся яркость объекта.

Субтрактивное взаимодействие.
Наверное, соотношения (3) могут устроить только взрослого читателя, привыкшего доверять всему, что пишут в книгах. А вот здравомыслящий ребенок младшего школьного возраста, узнав о том, что смешением красок можно получить что-то новенькое, сразу же берется за цветные карандаши... И конечно, очень быстро понимает - сколько не смешивай красное с голубым, ничего, кроме грязной серости, не получишь. А еще он замечает - чем старательнее красить, тем ближе эта серость к черному цвету, но никак не к белому.

Это действительно так, но не потому, что наши выводы не верны, а потому, что здесь речь идет не о взаимодействии цветных потоков света друг с другом, а о взаимодействии лучей света с поверхностью тела. В ходе этого взаимодействия часть светового потока отражается в сторону глаз наблюдателя, но это именно часть, а не весь поток, потому что какие-то лучи из общего потока вычитаются. Какие именно - зависит от свойств поверхности.

Такой «вычитательный» механизм образования цвета называется субтрактивным. При субтрактивном взаимодействии результирующая яркость нескольких красок меньше, чем любой из исходных в отдельности.

С субтрактивным механизмом мы имеем дело, когда наблюдаем цветные объекты в отраженном свете. Для цветной фотографии особенно важно, что именно в отраженном свете мы рассматриваем иллюстрации в книгах и фотоснимки, напечатанные на бумаге.

При субтрактивном взаимодействии сочетание взаимодополнительных цветов дает не белый цвет, а черный и приведенные выше формулы (3) следовало бы записать иначе.

Сочетание взаимодополнительных цветов

Однако практического интереса соотношения (3’) не представляют, потому что никто не собирается получать черный цвет смешением чистых красителей. Для этого есть гораздо более простые и дешевые средства.

Поэтому формулы для субтрактивных процессов, все-таки записывают через белый цвет, но сложение заменяют вычитанием.

Формула для субтрактивных процессов

Соотношения (3’’) и (3’’’) имеют весьма важный практический смысл. Они показывают, как из одной тройки цветов (RGB) через белый цвет получить цвета другой тройки - CMY.

Цвета RGB принято называть основными, а цвета CMY - дополнительными. На самом деле эти тройки взаимодополнительны и совершенно равноправны, так что их названия - это еще одна условность.

Главное - то, что, комбинируя составляющие цвета либо той, либо другой тройки, теоретически можно получить любой произвольный цвет. Благодарить за это надо физиологическую трехцветность человеческого зрения (три типа колбочек).

Категория: Работа с цветом | Добавил: MiG29_vmvp (04.03.2011)
Просмотров: 2433 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]