Главная » Статьи » Пейзажная съемка

Отражение лучей от водной поверхности при съемке
Нет, пожалуй, в природе другого такого объекта, как вода - настолько подвижного, многоликого, вечно меняющегося в зависимости от самых различных факторов и причин: освещения, скорости течения, времени года или времени суток.

Может быть, именно поэтому фотографии, на которых есть вода, всегда выглядят живыми, независимо от того, имеются ли на них какие-нибудь одушевленные предметы.

В этой статье мы поделимся некоторым опытом съемки пейзажей, где главные сюжеты связаны с реками, водопадами и озерами.

Часто, стоя на берегу, хочется сделать такой снимок, чтобы на нем было то, что фотограф вживую видит собственными глазами: отражения деревьев и облаков на спокойной глади реки, камни на дне, блики света, вызванные течением.

Если для этого имеется зеркалка, задача существенно упрощается. Можно, походив по берегу, найти необходимый ракурс с помощью зеркального видоискателя, особенно если он достаточно яркий. Однако всегда полезно знать, где предположительно могут находиться нужные точки съемки.

Вспомнив элементарный закон оптики, который гласит, что угол падения луча на зеркальную поверхность равен углу его отражения, рассмотрим несколько примеров фотографий и схему отражения лучей от водной поверхности.

Отражение лучей от водной поверхности при съемке

На дальнем плане снимка видны только отражения деревьев, неба и удаленных облаков, поскольку лучи, которые формируют эти отражения и попадают в кадр, попадают на поверхность реки под очень пологими углами ά1.

Угол полного отражения луча от воды или угол Брюстера

Их значения не превышают угол полного отражения от воды (~ 37º или угол Брюстера). Ближе к объективу фотокамеры - на среднем плане - лежащие на дне речки камни видны как бы сквозь отражения неба. Это отражение формируется лучами ά2, большими, чем угол Брюстера. Такие лучи отражаются лишь частично, а частично проникают в толщу воды и там рассеиваются, освещая пространство под водой.

И, наконец, на переднем плане мы видим только камни под водой. Лучи падающие на этот участок поверхности реки, исходят в основном из беззенитной области неба под весьма крутыми углами (~ 50º-90º), поэтому их отражения вообще не попадают в объектив камеры. Они значительно больше проникают в воду, рассеиваются в ней и освещают дно, которое во всех мельчайших подробностях видно на фотографии.

Учитывая достаточно обширный опыт съемки подобных сюжетов, можно сказать, что такие пейзажи более всего удаются при боковом освещении.

Опираясь на ту же схему отражения лучей, можно легко объяснить результат, полученный на следующей фотографии.

Горное озеро Чебаклы-Кель

Горное озеро Чебаклы-Кель снято осенью, при безоблачной погоде. Отражения противоположного берега, стоящих на нем лошадей, а также далекой и более светлой части неба видны под углом, не превышающим угол Брюстера.

В той части озера, которая ближе к точке съемки, видно только отражение близзенитной части неба. При этом значительная часть света проходит в прозрачную воду и там поглощается, не выходя обратно на поверхность, так как глубина озера достигает 10 метров. Озеро выглядит как бы затемненным.

Еще более наглядный результат получен на следующем снимке.

Турье озеро

Надо сказать, что показанное на нем Турье озеро едва ли не самое большое в районе Архыза. Снимок сделан широкоугольным объективом Minolta 28 мм, несколько наклоненным к поверхности воды, и если бы вода была недостаточно прозрачной, то она бы выглядела значительно светлее.

Но в данном случае прозрачность воды даже выше, чем у Чебаклы-Кель из-за того, что дно Турьего озера исключительно каменистое, без каких-либо признаков заиливания. Свет уходит на глубину до 20 метров и почти полностью рассеивается под водой. Как и предыдущая фотография, эта также сделана без поляроида.

Категория: Пейзажная съемка | Добавил: MiG29_vmvp (15.01.2012)
Просмотров: 1958 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]