Главная » Статьи » Пейзажная съемка

Основы построения композиции пейзажного снимка
Основы композиционного построения изображения мы уже обсуждали ранее, поэтому коснемся лишь основных вопросов, наиболее часто встречающихся в пейзажной съемке. Восприятие человеком изображения во многом зависит от расположения элементов в кадре (по отношению как к друг другу, так и к границам кадра). Глядя на понравившуюся фотографию с отлаженной композицией, неискушенный зритель вряд ли будет задумываться над тем, как построен кадр, ведь его основное внимание будет направлено на созерцание сюжета снимка, цвета и нюансов освещения (закат, восход, лучи солнца и т.д.), т.е. на «оболочку» фотографии, ее внешний вид.

А композиции - это «каркас» снимка, и правильно оценить ее может далеко не каждый (разве что критик-профессионал с рентгеновским взглядом).

Предположим, что вам на рассмотрение попадает красивая фотография с неправильным «каркасом», то есть имеющая какие-либо композиционные изъяны. Можно провести прямую параллель с восприятием человеческой красоты: красивое лицо, но вот носик чуть-чуть ... или: красивая фигурка, но вот ножки ... и так далее.

В итоге мы приходим к выводу, что в фотографии важна не только внешняя оболочка, но и та геометрическая основа, на которой строится снимок.

Приведем несколько наиболее часто применяемых в пейзаже композиционных решений:

1. Использование правила золотого сечения.

2. Соблюдение правила третей (старайтесь не делить кадр пополам, если, конечно, это не является вашей задумкой - к примеру, для снимков, основанных на симметрии объекта и его отражения).

3. Включение в кадр линий: диагональных - для создания динамики в кадре (диагональная композиция с направлением от левого нижнего угла к правому верхнему спокойнее; композиция, построенная от левого верхнего угла к правому нижнему, более динамичная), вертикальных - для передачи высоты, горизонтальных - для создания более спокойного настроения, изогнутых - для подчеркивания более изящных и плавных композиций).

4. Линии, входящие в кадр, как правило, не должны его покидать (за исключением линии горизонта в морских пейзажах и т.п.).

5. Место в кадре, оставленное для создания воображаемой динамики объектов (к примеру, тянущиеся ветви деревьев, наклоненный ствол, покосившееся строение).

6. Создание уравновешенной композиции (когда края снимка не перевешивают друг друга).

7. Центр кадра по возможности должен быть светлее, нежели его края.

8. Выделение главных композиционных элементов (когда второстепенным отводится роль фона).

9. Обрамление границ кадра (к примеру, нависшие сверху ветви, листья).

10. Выбор геометрии кадра (вертикальный, горизонтальный, квадратный форматы кадра или произвольное кадрирование фотографии в процессе обработки).

11. Включение в кадр нечетного числа одинаковых композиционных элементов (объектов).

12. Композиционные элементы по возможности не должны быть расположены хаотично (старайтесь выстроить их в одну из простых геометрических фигур: треугольник, круг, овал и так далее).

13. Выбор правильного или интересного ракурса съемки (фотографировать можно не только от уровня глаз - довольно интересные снимки могут получиться, если, к примеру, забраться на дерево или по пояс зайти в ледяную воду).

14. Сюжетно важный элемент лучше располагать в правой части снимка.

15. Создание такого расположения объектов, линий, планов, чтобы при рассмотрении фотографии взгляд зрителя не выходил за границы кадра.

Если вы всерьез хотите заниматься пейзажной фотографией, знание и понимание законов композиции - обязательное условие для профессионального роста. Здесь сделаем небольшое отступление: никто не запрещает вам нарушать эти так называемые законы, но делать это нужно осознанно, с достаточным знанием теории.

Впоследствии лучшим помощником в определении правильной композиции скорее всего станет ваше собственное восприятие изображения, так называемое внутренне чувство композиции (гармонии).

По своей сути приведенные композиционные приемы не являются догмой, все они получены эмпирическим путем. И если свести все законы композиции в один, то звучать он будет приблизительно так: «чтобы смотрелось».

Автор фото: Александр Нестеровский.

Старая морская пристань

Применение длинной выдержки превратило морские волны в подобие молока, а камни и старую пристань - в загадочных посланцев времени. Лаконичная композиция и квадратный формат снимка великолепно сочетаются друг с другом.

Категория: Пейзажная съемка | Добавил: MiG29_vmvp (30.07.2011)
Просмотров: 2775 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]