Главная » Статьи » Композиция фото

Роль отпечатка, масштабные средства и время композиции
Роль отпечатка в композиции.
Еще интересно, как масштаб снимка (который в значительной степени задается фотографом в момент съемки) реализуется на конкретном отпечатке. Один преподаватель, обучая своих студентов, проводил такой опыт: давал им небольшой отпечаток и спрашивал, что они на нем видят. Отвечали: «Дурацкая полянка». А видя тот же кадр, но отпечатанный в большем размере, замечали на полянке бабочек, которые и были главными, которые «делали» кадр.

В большой отпечаток можно «войти», он соразмерен человеку. Но и это нужно далеко не всегда - на свете есть много превосходных мастеров фотографии (особенно наделенных философским видением мира), которые практически не печатают своих работ в формате большем, чем примерно 20 на 25 сантиметров, а то и меньше.

Такой размер отпечатка диктует определенную дистанцию между фотографией и зрителем, сжимает мир до одного образа.

Масштабные средства композиции.
Но помимо обдуманной печати есть и сугубо композиционные средства задания масштаба в кадре, прежде всего через отношения объект - фон. В простейшем виде это выглядит как соотношение размеров объекта и всего кадра в целом или объекта и крупных пассивных частей кадра, формирующих фон.

Если не вдаваться в тонкости вроде тональной и цветовой активности объекта, то это соотношение будет довольно простым, на уровне арифметики; к счастью, в фотографии обычно действует множество факторов, так что повальная простота нам не грозит.

Время композиции.
Нечасто поминаемый, но исключительно мощный аспект композиции - это способы, которыми она задает течение времени в кадре. Время это особое, фотографическое, все временные события: до, во время и после запечатленного момента - явно и неявно заключены в кадре одновременно, в спрессованном виде, и допускают прочтение (последовательное, как в кино) в любом порядке и с любым желательным числом повторов. Композиционным средствам отведена в этом процессе важнейшая роль.

Дело в том, что обычно мы, окинув фотографию общим взглядом и заинтересовавшись ею, начинаем рассматривать ее по частям, задерживаясь на каком-то участке, вновь возвращаясь к каким-то фрагментам и переходя с одного на другое.

Сложная траектория нашего взгляда (которой посвящена масса исследований) и определяет направление движения этого застывшего времени - то вперед, то вспять, то по кругу.

Скажем, такой простейший момент, как необходимость оставить перед лицом глядящего вперед человека немного пустого места в кадре «для взгляда», - уже миниатюрный рычаг, направляющий время в кадре в определенную сторону.

Впрочем, изучение фотографического времени - это уже на грани чисто беллетристики, что грозит отпугнуть любого любителя, которому вынь да подай быстрый результат.

Давайте попробуем осмыслить композицию как гармоничное, комфортное или выразительное, на уровне человеческой позы, расположение частей экрана - это, похоже, перспективный подход.

Манекен снятый снизу

Это скан с узкого кадра, и композиционно он примечателен разве что тем, что показывает силу и динамику слегка наклоненной вертикали, которой, однако, до диагонали еще далеко.

Интересна и наглядная роль ракурса: съемка снизу вверх имитирует задирание головы и, соответственно, всю гамму чувств от разглядывания чего-то большого и высокого (хотя манекен вполне стандартный). Такой ракурс рекомендуется для придания снимку ощущения монументальности.

Категория: Композиция фото | Добавил: MiG29_vmvp (27.07.2011)
Просмотров: 1655 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]