Главная » Статьи » Композиция фото

Роль композиции в объединении частей фотографии и выразительности снимков
Среди изобразительных средств фотографии композиция фотоснимка по праву стоит на первом месте. Она является тем главным элементом, который определяет уровень художественности той или иной работы.

Известно, что снимки одного и того же объекта, сделанные начинающим фотолюбителем и опытным фотографом, значительно отличаются друг от друга по выразительности и художественным достоинствам.

Неопытный фотограф часто работает не раздумывая, механически фиксируя действительность, тогда как опытный мастер подходит к решению той или иной задачи творчески, добиваясь максимальной выразительности своих работ. Получить искомый результат ему помогает не только опыт, но и знание законов композиции плюс умение применять их на практике.

Применительно к изображению композиция представляет собой художественное объединение отдельных разрозненных элементов в единое целое. Возникает определенный порядок в их расположении, внимание концентрируется на главном.

Это облегчает зрительное восприятие сюжета, создает целостное впечатление единой, законченной картины.

Основная задача композиции любого фотоснимка заключается в том, чтобы его содержание, его идея с первого взгляда доходили до сознания зрителя. Существует целый ряд приемов и правил, с помощью которых добиваются этой цели.

Некоторые из этих правил носят характер законов, поскольку нарушение их приводит к существенному снижению в выразительности снимков, затрудняя их восприятие.

Соблюдение этих законов обязательно не только в художественной фотографии. Любой, даже самый незначительный по своему содержанию или даже чисто технический снимок должен создаваться с учетом основных требований композиции.

Как уже упоминалось, основная задача композиции - достижение смысловой ясности изображения. Строя композицию, добиваются такого распределения смысловой нагрузки между главным элементом изображения и его второстепенными деталями, чтобы замысел автора беспрепятственно доходил до сознания зрителя.

Построение композиции снимка может считаться завершенным только тогда, когда все элементы изображения так увязаны между собой, что любое изменение в их расположении или исключении из кадра хотя бы одного из них приведет к затруднениям в восприятии изображения или вообще к утрате ясности его содержания.

Существуют простые правила, с помощью которых можно легко проверить правильность композиции снимка.

1. Если снимок можно легко разделить на две или более части без ущерба для его содержания, а каждая часть может служить самостоятельным изображением, то это означает, что композиционно снимок построен неправильно.

2. Если от снимка можно отрезать какую-то часть и при этом его смысл не утрачивается, а выразительность, наоборот, повышается, композицию следует признать рыхлой, незаконченной, поскольку в изображении присутствуют лишние элементы, нарушающие единство картины и затрудняющие ее восприятие (пример ниже).

Роль композиции в объединении частей фотографии и выразительности снимков

Рыхлость композиции данного снимка определяется отсутствием четко выраженного смыслового центра. Очевидно, что главным элементом этого изображения могло бы стать стадо коров, но в данном случае этого не происходит, так как стадо находится почти в геометрическом центре, а это нарушает стройность композиции.

Фигуры людей тоже не могут претендовать на роль смыслового центра, их присутствие в кадре чисто случайно. Все это вносит путаницу в общую картину.

Если изменить кадрировку и отказаться от некоторых второстепенных элементов, композиция приобретает ценность.

Таким образом, цельность восприятия фотоснимка основывается на единстве и неделимости его композиции.

Категория: Композиция фото | Добавил: MiG29_vmvp (06.02.2012)
Просмотров: 2002 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]