Главная » Статьи » Фотомонтаж и спецэффекты

Избирательная фокусировка. Теория
Избирательная фокусировка, одна из главных составляющих творческого процесса, позволяет отделять одни объекты снимка от других. Например, чтобы привлечь внимание зрителя к главному объекту съемки, достаточно размыть фон всего изображения. Методы избирательной фокусировки с использованием глубины резкости объектива (резкое пространство перед объектом съемки и позади него) должны быть известны каждому фотографу.

1. Для управления избирательной фокусировкой используйте объективы с большим фокусным расстоянием. Такие объективы имеют меньшую глубину резкости, что позволяет определять, какие объекты сцены выглядят четко, а какие размыты.

2. Снимайте с близкого расстояния, чтобы использовать преимущества меньшей глубины резкости на небольшой дистанции от главного объекта съемки.

3. Используйте большую диафрагму, чтобы уменьшить глубину резкости.

4. Устанавливайте выдержку в ручном режиме или используйте режим приоритета диафрагмы фотокамеры, чтобы сделать снимок с нужной вам диафрагмой.

5. Следите за динамикой фокусировки. Старайтесь, чтобы при выбранной вами диафрагме глубина резкости позади объекта съемки была в два раза больше чем, глубина резкости перед ним.

6. Следите за изменением фокусировки через видоискатель зеркальной фотокамеры или с помощью ЖК-дисплея цифрового фотоаппарата.

В версии программы, Photoshop CS 1.0, появилось потрясающее средство Lens Blur (Глубина фокусировки) с не менее потрясающими параметрами. Но для начала мы расскажем о прежних методах имитации избирательной фокусировки, которые использовались в более ранних версиях программы Photoshop. На рисунке ниже показан снимок котенка, сделанный цифровой фотокамерой с очень близкого расстояния. Несмотря на то, что фон этого снимка достаточно размыт, он по-прежнему слишком привлекает внимание. Чтобы исправить положение, мы с помощью режима быстрой маски выделили только животное, уделяя особое внимание областям, которые находятся по его периметру.

Фотография котенка и избирательная фокусировка

Затем, чтобы сделать изображение котенка еще более четким, мы применили уже знакомый нам фильтр программы Photoshop, который называется Unsharp Mask (Контурная резкость). После этого, воспользовавшись инструментом Blur (Размыть), мы перетащили указатель мыши по оставшейся части изображения, чтобы еще больше размыть фон снимка. В заключение, для того чтобы сделать глаза животного чуточку светлее, мы перетащили по ним указатель мыши, предварительно активизировав инструмент Dodge (Осветлить). Результат применения этой методики показан ниже.

Подчеркиваем эффект избирательной фокусировки

Средство Lens Blur программы Photoshop предназначено для выполнения аналогичной ретуши. Только эффект избирательной фокусировки, созданный с помощью средства Lens Blur, получается более реалистичным. Во время своей работы средство Lens Blur «руководствуется» так называемой картой глубины (depth map), с помощью которой определяются пиксели, расположенные на «переднем» и «заднем» плане совершенно «плоского» снимка. Следовательно, с помощью средства Lens Blur вы сможете размыть только определенные вами фрагменты изображения. В качестве карты глубины изображения можно использовать ранее сохраненные границы выделенных областей или же маску слоя (layer mask), применяющуюся только к тому слою, на котором она расположена. Должны заметить, что в программе Photoshop любая сохраненная выделенная область называется альфа-каналом (alpha channel).

Для программы Photoshop темные пиксели альфа-канала (также, как и маски слоя) означают передний план, в то время как его светлые пиксели соответствуют заднему плану снимка. В качестве примера рассмотрим фотографию, сделанную цифровой камерой (ниже). Как видите, эта фотография (как и большинство других, сделанных цифровыми фотоаппаратами) в буквальном смысле «погружена на глубину резкости». Другими словами, и передний, и задний план этого снимка (а также главный объект съемки) безупречно четкие.

Все элементы снимка в фокусе

Для того чтобы продемонстрировать работу средства Lens Blur, мы создали маску слоя черного цвета и применили к этой маске черно-белый градиент. (Сейчас не время распространяться о работе маски слоя, поскольку мы рассматриваем фильтр Lens Blur). Палитра Layers (Слои), в которой отображена созданная маска слоя, показана на следующем изображении.

Градиент маски слоя

Результат применения фильтра Lens Blur, который в данном случае в качестве карты глубины использует черные (нижняя часть снимка) и светлые (верхняя часть снимка) пиксели градиента, показан на изображении ниже. Обратите внимание на то, что нижняя часть снимка (темные пиксели градиента) выглядит четкой, а затем постепенно размывается к его верхней части (светлые пиксели градиента).

Результат применения фильтра Lens Blur

В принципе если бы возможности нового фильтра Lens Blur (Глубина фокусировки) этим ограничивались, его появление не было бы оправданным. Дело в том, что в приведенной выше методике создания эффекта избирательной фокусировки можно применять старый, но менее эффективный фильтр программы Photoshop, который называется Blur (Размывание). Мы поговорим об этом позже.

Полезный совет.
Владельцам цифровых фотокамер значительно сложнее работать с избирательной фокусировкой, поскольку у цифровых моделей глубина резкости гораздо больше, нежели у традиционных пленочных фотоаппаратов. Поэтому если вы работаете с цифровой фотокамерой и страстно желаете поэкспериментировать с избирательной фокусировкой, без программы Photoshop вам попросту не обойтись.

Большая глубина резкости цифровых моделей обусловлена относительно меньшим фокусным расстоянием объективов, поставляемых с этими моделями. Максимальное «длиннофокусное» расстояние объектива типичной (не зеркальной) цифровой фотокамеры, как правило, составляет 32 мм (создает такой же угол зрения, как объектив 150 мм традиционной 35-миллиметровой камеры). Но при этом глубина резкости «цифровика» больше напоминает глубину резкости широкоугольного объектива, нежели длиннофокусного. В результате избирательная фокусировка во время съемки цифровым фотоаппаратом практически невозможна. Исключение составляют те случаи, когда между фотоаппаратом и главным объектом съемки очень маленькое расстояние. Однако не стоит отчаиваться, поскольку эффект избирательной фокусировки довольно просто создавать в программе Photoshop!

Категория: Фотомонтаж и спецэффекты | Добавил: MiG29_vmvp (13.12.2010)
Просмотров: 2082 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]