Главная » Статьи » Для начинающих

Культура запретных плодов

легенды авторской песниДля меня до сих пор является загадкой, почему тот способ самовыражения, который лично я всегда идентифицировал как «блатняк» или «уголовный фольклор», получил романтически-нежное название - «шансон» или авторская песня, о которой Вы можете узнать на https://legav.ru/.  Жанр «блатняка», который незаслуженно назвали этим гордым французским именем (ведь, что общего имеют, скажем, Серж Ґинзбур и Михаил Шуфутинский, уютные парижские кафе и совковые «кабаки» Санкт-Петербург-Ленинґрада?), Давно превратился на сакральный текстовый пространство, некое источник Правды, абсолютных жизненных ценностей. Казалось бы, естественно, что шансон - это Франция, или даже Париж, Шарль Азнавур, аккордеон, переливающееся «р». В конце концов, шансон - это просто песня, французская песня, песня по-французски. Однако есть люди, которые этой точки зрения не разделяют, и, наконец, в условиях демократии имеют на это полное право. Более того, они чрезвычайно настойчивы в попытках привить свое видение народным массам. Можно сомневаться в чистоте их намерений, однако чего в них нельзя отобрать - это успеваемости.

В общем, использование термина «жанр» в блатной музыке кажется довольно некорректным, потому что слишком пестрым является джентльменский набор тем и мотивов, выразительных средств и ценностей, слишком различны, так сказать, экземпляры этой музыки. Кое близкий к «блатного» стандарта Владимир Высоцкий - особенно ранний, «одесский» и дворовый Александр Розенбаум, no doubt, Аркадий Северный, Михаил Звездинський, Александр Новиков - аватары и родители-родоначальники блатной песни 80-х и начале 90-х годов прошлого века. Если же определять исторических предшественников, иначе говоря, корни блатной песни, то это прежде всего авторская песня, цыганский романс, народная песня и, наконец, наивная тюремная лирика. Однако выяснение происхождения выдается простым делом только на первый взгляд, оно требует существенной генеалогического анализа.

Блатняк, несомненно, - порождение неофициальной советской культуры, возникшее в андеграунде. И, будучи подпольным (так уголовным) по определению, он всегда стремился в тот или иной способ получить легально равный с эстрадой статус. Вместе с тем он кажется очень близким родственником эстрадного советского китча, используя схожие приемы, например примитивизм, наивность и бриколажность текстов, декоративный лиризм и ностальгийность. Работая в паракультурном секторе, где сосредоточено разнообразен хлам настроений, приемов и смыслов, и блатняк, и эстрадный кич обслуживают одинаковую (или близкую) социальную аудиторию. Однако первый всегда имел этот флер подпольной привлекательности, выступал неким «запретным плодом» культуры, определенным кодом в мир посвященных, паролем для входа в который, кроме наличия татуировки, знание «фены» и «отмотанного срока», правил обязательный корпус блатных песен.

Категория: Для начинающих | Добавил: alex_nech8 (09.03.2020)
Просмотров: 44 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]