Главная » Статьи » Черно-белое фото

Зачем нужны черно-белые снимки?
Путь к цветной фотографии, ставшей обыденной в наше время, был очень долгим и тернистым. Откровенно говоря, цветными изображениями можно назвать даже первые дагерротипы, которые появились еще в первой половине XVIII века (в том смысле, что дагерротипы фиксировали практически все полутона, - поэтому они не были черно-белыми изображениями в общепринятом смысле).

Как вы помните, первые фотографии были сделаны Жозефом Нисефором Ньепсом и Вильямом Генри Талботом в 1826 и 1835 годах соответственно. Попытки создать цветное изображение были предприняты в 1861 году известным шотландским физиком Джеймсом Максвеллом, который первым предположил, что красный, зеленый и синий являются основными цветами. Исследуя эту концепцию, ученый три раза сфотографировал один и тот же объект, предварительно прикрепив к объективу фотоаппарата красный, зеленый, а затем синий фильтр. Чтобы продемонстрировать цветное изображение, сквозь полученные снимки был пропущен свет ламп, окрашенных в соответствующие цвета.

Несмотря на то, что первые полноценные цветные снимки появились еще в 1935 году, черно-белая фотография оставалась востребованной как среди любителей, так и среди профессионалов до середины 60-х годов прошлого столетия. Любителей привлекала относительная дешевизна черно-белых снимков, а также удобство демонстрации таких работ, чего не скажешь о цветных слайдах. Любительское цветное фото получило широкое распространение только после существенного удешевления процесса печати цветных фотографий.

Свое предпочтение черно-белой фотографии профессиональные фотографы объясняли несколькими причинами. Например, издание, на которое работал фотограф, печаталось в черно-белом цвете (цветные издания были большой редкостью вплоть до середины 1960-х годов). В одних случаях во главу угла ставились исключительно творческие замыслы. Дело в том, что цвет достаточно часто только отвлекает зрителя от основной идеи, а иногда попросту меняет настроение снимка. В других случаях профессионалы предлагали черно-белые снимки тем клиентам, которым цветные фотографии были не по карману. Сейчас, наверное, это звучит смешно, однако в начале шестидесятых такая практика была широко распространена, поскольку альбом цветных свадебных фотографий стоил намного дороже его черно-белой версии (чаще всего вручную раскрашенной).

Цветная фотография существенно потеснила свою черно-белую предшественницу уже в конце 1960-х - начале 1970-х годов. Этот прорыв был обусловлен появлением первых полуавтоматических фотоаппаратов и автоматизацией процесса печати, что, в сущности, и привело к уравниванию цен на цветные и черно-белые снимки (или по крайней мере к заметному снижению цен на цветное фото). Примерно в то же время начали использовать первые лазерные сканеры, благодаря которым цветные фотографии стали публиковать в различных газетах и журналах. С появлением таких редакторов графических изображений, как программа Photoshop, настольных сканеров и компакт-дисков, исчезли последние преграды для тотального распространения цветной фотографии. Однако это совсем не означает, что черно-белая фотография безвозвратно канула в лету. В наши дни черно-белую пленку для традиционного фотоаппарата можно купить едва ли не на каждом углу, а в самых современных цифровых фотокамерах по-прежнему предусмотрены режимы для съемки монохромных изображений.

Однако сейчас, когда цветное фото уверенно занимает лидирующие позиции, рассуждения о черно-белой фотографии вызывают немой вопрос в глазах большинства пользователей программы Photoshop. А веских причин для такого разговора довольно много, и некоторые из них перечислены ниже.

1. Предположим, что сделанные вами цветные фотографии впоследствии будут напечатаны в черно-белом журнале или рекламном проспекте некоторой фирмы. Прежде чем передать снимки требовательному заказчику, вы должны преобразовать цветные снимки в изображения в оттенках серого цвета, чтобы устранить вероятность появления различных дефектов. Дело в том, что некоторые едва различимые оттенки цветного снимка в черно-белом изображении будут выглядеть одинаково (либо только черными, либо только белыми) - в подавляющем большинстве случаев это крайне нежелательно.

2. Вам необходимо предусмотреть использование различных способов печати ваших цветных снимков. Например, каждый месяц один фотограф предлагает редакции местной газеты две-три фотографии. Он отдает редактору цветные версии своих работ в формате 5*7, поскольку примерно четверть всех снимков газеты печатают в цвете. Но прежде он просматривает эти снимки в черно-белом варианте, чтобы свести к минимуму возможность возникновения недоразумений после печати фотографий на «капризной» газетной бумаге.

3. Фотография, которую вам предстоит отретушировать, изначально была черно-белой.

4. Цвет отвлекает внимание зрителя от сюжета фотографии или главного объекта съемки. Если цвета главного объекта съемки явно приглушены, то, вероятнее всего, зритель первым делом обратит внимание на яркий цветной предмет красного или желтого цвета, который расположен в верхнем правом углу снимка. Такова особенность восприятия человека - сначала мы обращаем внимание на цвета, а уж затем на яркость предметов. Примером может служить снимок, показанный ниже. Глядя на него, вы сразу же обратили внимание не на пейзаж за бортом катера, а на ярко-красную штуковину, прикрепленную к его крыше. Чтобы исправить положение, данный снимок достаточно преобразовать в изображение в оттенках серого цвета.

Примеры цветного и черно-белого фото

5. Цвет оказывает пагубное влияние на общую атмосферу снимка. Большинство угрюмых, высококонтрастных и документальных снимков значительно лучше выглядят в черно-белом варианте. Вряд ли знаменитый снимок «Мать-мигрантка» («Migrant Mother»), сделанный Доротеей Ланг во времена Великой депрессии, выглядел бы лучше в цветном варианте. Только благодаря черно-белому исполнению фотографу удалось передать отчаянье и безысходность на морщинистом лице матери семерых детей, которой в то время было всего 32 года.

Черно-белый снимок «Мать-мигрантка» («Migrant Mother»)

6. Имитация исторических снимков. Возможно, что цветной снимок, сделанный во время воссоздания событий времен гражданской войны в Северной Америке, будет выглядеть реалистично. Но все равно вам никто не поверит, что он был сделан в то далекое время. На фото ниже показана черно-белая версия такого снимка. Естественно, он не был сделан 150 лет назад, зато теперь отснятая сцена выглядит намного естественнее.

Имитация исторических снимков

7. Цвета слишком реалистично передают драматизм и напряженность отснятой сцены. Если вы смотрели фильм Квентина Тарантино «Убить Билла: Часть I», то наверное обратили внимание, что одна из ключевых захватывающих схваток был отснята в черно-белом варианте (во всяком случае в американской версии фильма). Это было сделано намеренно, чтобы не шокировать впечатлительного зрителя реализмом откровенного кровопролития.

8. У вас нет времени или желания приводить к единому балансу цвета нескольких фотографий, которые необходимо использовать для создания одного композитного изображения. В подобных случаях, если цвета фотографий не имеют первостепенного значения, преобразуйте каждую из них в изображение в оттенках серого цвета, а затем используйте эти изображения для создания одного композитного.
Категория: Черно-белое фото | Добавил: MiG29_vmvp (17.11.2010)
Просмотров: 3764 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]