Главная » Статьи » Черно-белое фото

Нюансы при преобразовании цветного изображения в черно-белое (часть 1)
Время от времени у каждого фотографа возникает необходимость преобразовать в черно-белую какую-либо из своих цветных фотографий. Причем для удовлетворения этой потребности не имеет значения, какой фотокамерой отснят сюжет - цифровой или пленочной. Кстати говоря, в некоторых моделях «цифровиков» предусмотрен специальный режим для съемки черно-белого сюжета (как, впрочем, и для создания эффекта сепии). В сущности, цифровые фотоаппараты должны замечательно справляться с этой задачей, поскольку в силу некоторых причин технического характера ПЗС-матрица подобных устройств попросту не различает цвета. Цветные снимки получают благодаря специальным фильтрам, которые покрывают каждый элемент ПЗС-матрицы цифрового фотоаппарата.

Теоретически с помощью цифровой фототехники можно делать великолепные черно-белые снимки, если, конечно, вам удастся убрать фильтры с матрицы вашего «цифровика». Кстати говоря, в прошлом столетии некоторые производители цифровой техники (например, фирма KODAK) предлагали потребителям цифровые фотоаппараты, которые были предназначены исключительно для черно-белой фотосъемки. Качество снимков, сделанных с помощью такого фотоаппарата, действительно не вызывало никаких нареканий, поскольку данные каждого пикселя не нуждались в методах интерполяции, которые присущи цветному цифровому фото (исключением являются фотоаппараты с матрицей Foveon, которые используются в некоторых моделях фотоаппаратов Sigma и Polaroid).

Откровенно говоря, в программе Photoshop достаточно легко преобразовать превосходное цветное фото в неприглядное изображение в оттенках серого цвета. Для этого в главном меню программы вам понадобится выбрать команду Image - Mode - Grayscale (Изображение - Режим - Оттенки серого цвета). Вы получите такое же невыразительное изображение, если выберете команду Image - Adjustments - Desaturate (Изображение - Настройки - Обесцветить). Единственное различие между ними заключается в том, что команду Desaturate можно применить не ко всему изображению, а только к его активному слою или выделенной области.

В большинстве случаев в результате применения двух вышеупомянутых команд вы получите черно-белое изображение с явно заниженной контрастностью. Вполне естественно, что для устранения этого недостатка вы сразу же воспользуетесь командой Image - Adjustments - Brightness/Contrast (Изображение - Настройки - Яркость/Контраст). В результате такого быстрого преобразования на экране появится теперь уже чрезмерно контрастное черно-белое изображение, которое лишь отдаленно будет напоминать о достоинствах цветного оригинала. Но отчаиваться не стоит. Дело в том, что вы не первый, кто попался на эту удочку и, судя по всему, далеко не последний.

Причина ошибки кроется в том, что контрастность любого черно-белого изображения (т.е. очевидные различия между объектами, благодаря которым эти объекты видны на снимке) определяется исключительно соотношением его светлых и темных тонов. Другими словами, качество любого черно-белого снимка (т.е. возможность отличить одни объекты изображения от других) определяется широтой диапазона оттенков, различиями между ними, а также «способностью» этих оттенков создать трехмерное отображение освещенности объектов снимка. Других визуальных «подсказок», благодаря которым на черно-белом снимке можно отличить лицо вашего добродушного дедушки от, скажем, спелого красного яблока, попросту не существует.

С цветными фотографиями дело обстоит совсем иначе. Различия между объектами цветного фото, визуально определяются благодаря оттенкам (т.е. разнообразию цветов в изображении), их насыщенности (интенсивности цвета каждого оттенка) и яркости. А теперь рассмотрим проблемы, которые возникают в процессе преобразования цветного снимка в изображение в оттенках серого цвета (справиться с проблемой значительно проще, если знаешь ее подноготную).

Для того чтобы расставить все по своим местам, рассмотрим пейзаж, показанный на фото ниже. Передний план снимка занимает пустынное поле, на заднем плане видны горы и синее небо.

Изначальное изображение пейзажа до корректировки

Результат преобразования этого снимка в черно-белое изображение с помощью команды Image - Mode - Grayscale показан следующем фото.

Тот же пейзаж, после преобразование в черно-белый

Как видите, результат преобразования цветного снимка в черно-белый с использованием стандартных методов вряд ли можно назвать удовлетворительным. Коричневые и синие цвета, которые отчетливо видны на цветном оригинале, теперь переданы одинаковыми оттенками серого цвета. Изменение контрастности полученного изображения также приводит к неутешительным результатам (фото ниже).

Изменение яркости и контрастности черно-белого снимка

Как упоминалось ранее, существует три параметра цветного изображения: диапазон оттенков, их насыщенность и яркость. Посмотрим, что можно сделать с изображением, меняя значения этих параметров в программе Photoshop. Но об этом читайте в следующих статьях – «Нюансы при преобразовании цветного изображения в черно-белое (часть 2)» и «Нюансы при преобразовании цветного изображения в черно-белое (часть 3)»
Категория: Черно-белое фото | Добавил: MiG29_vmvp (17.11.2010)
Просмотров: 2481 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]