Главная » Статьи » Архитектурное фото

Решение проблем при фотографировании архитектуры. Управление перспективой
Большинство снимков, не связанных с архитектурными композициями, можно получить на ходу, удерживая камеру в руках и направляя ее на объект. При этом задняя панель фотокамеры оказывается почти параллельной плоскости снимаемого объекта. Линии контура объекта обычно направлены под правильным углом или параллельны земле. Верхние и нижние, левые и правые части основных элементов снимаемого объекта расположены примерно на одном расстоянии от сенсора. При съемке с такими условиями можно получить снимок, на котором практически полностью отсутствуют искажения.

Проблемы начнутся сразу же после того, как вы попытаетесь сфотографировать высокое здание или другой вертикальный объект. Если наклонить фотокамеру для съемки верхней части архитектурного сооружения, объект будет выглядеть «заваленным» назад, как показано следующей фотографии. (Тот же эффект возникнет при съемке удаляющегося объекта, например каменной стены.)

Здание заваливается назад

Очевидное решение этой проблемы - отойти на несколько шагов назад и использовать более длиннофокусный объектив - не всегда является эффективным. На этом фото передняя часть собора обращена на большую площадь, поэтому можно отойти на 10–20 м и произвести съемку с более отдаленной позиции. К сожалению, деревья, посаженные вокруг объекта съемки, могут препятствовать свободному обзору. При фотографировании архитектурных композиций подобная проблема возникает достаточно часто.

Отсутствие в кадре верхней и нижней части

Если вы захотите сфотографировать объект целиком и поднимете камеру, то снимок получится искаженным (фото ниже). Как и в случае со снимком собора, возникнет эффект «заваливания», причем основание объекта визуально будет больше, чем его верхняя часть (поскольку оно находится ближе к фотокамере). Как видно из рисунка, задняя часть фотокамеры уже не является параллельной плоскости архитектурного сооружения.

искаженный снимок архитектурного объекта

Описанную проблему смогут решить лишь те, кто имеет достаточный опыт съемки архитектурных сооружений. Обладатели 35-миллиметровых фотокамер могут воспользоваться так называемыми объективами управления перспективой, которые являются достаточно дорогостоящими аксессуарами. Они позволяют расширять или уменьшать поле зрения (или перемещать его в нужную сторону). При управлении перспективой можно фотографировать как широкие, так и высокие сооружения. Однако далеко не все фотографы считают подобные объективы полезными, поскольку диапазона изменения поля зрения во многих случаях оказывается недостаточно.

Еще один способ (достаточно дорогостоящий) заключается в использовании профессиональной фотокамеры, которая называется «павильонным фотоаппаратом». В этом устройстве применяется фотопленка размером 4*5 дюймов (примерно 10*12,5 см), а также объективы и пленочная кассета, которые можно настроить на любой угол съемки. Такие камеры способны компенсировать любое видимое искажение перспективы, однако их применение требует определенного опыта и практики. На первый взгляд кажется, что тот, кто не может себе позволить приобрести подобное устройство (или как минимум не имеет фотокамеры со сменными объективами), может оказаться не у дел.

К счастью, решить данную проблему можно несколькими способами. Если вы окажетесь достаточно удачливым, то один из них можно применить прямо на месте. Осмотритесь вокруг и поищите такое место съемки, которое находится примерно посередине высоты снимаемого сооружения. Это может быть соседнее здание, крутой обрывистый утес и т.д. Если вам повезет еще больше, то на новом месте не будет никаких деревьев или других объектов, которые могут затруднить съемку. После этого можно сфотографировать требуемый объект с максимально возможным для фотокамеры углом обзора. При съемке необходимо обеспечить, чтобы задняя часть фотокамеры была параллельна плоскости здания, т.е. чтобы и основание, и его верхняя часть оказались на одном расстоянии от фотокамеры. Если все эти требования будут выполнены, то получится вполне реалистичное изображение.

Другое решение «спрятано» в цифровой фотолаборатории. В графическом редакторе Photoshop можно воспользоваться различными средствами настройки перспективы изображения. Чаще всего подобные манипуляции позволяют полностью или как минимум частично откорректировать искажение перспективы. В редакторе Photoshop встроенных средств для выполнения всех необходимых действий вполне достаточно, но помимо них есть ряд надстроек, например, фильтр коррекции перспективы компании Andromeda, графический интерфейс которого показан на следующем рисунке. Этот фильтр позволяет быстро и просто выполнить коррекцию перспективы.

Однако, в конце концов, лучше все же будет выделить время и изучить работу с более сложным фильтром коррекции объектива (Lens Correction) программы Photoshop. Давайте рассмотрим один из проектов, над которым я недавно работал. Изображение, о котором пойдет речь, обрабатывалось с помощью нескольких разных инструментов Photoshop, одним из них была функция коррекции перспективы. Мы рассмотрим несколько основных этапов процесса.

На изображении проиллюстрирован ряд проблем, с которыми может столкнуться фотограф. Сначала в качестве места съемки деревенской церкви была выбрана сельская дорога, однако вскоре оказалось, что более удачный снимок можно получить с обочины. К сожалению, придорожные столбы и линии электропередач весьма портили данный снимок. Когда один фотограф подошел поближе, так, чтобы мешающие провода оказались позади, он обнаружил, что находится слишком близко к объекту для того, чтобы снять его 28-миллиметровым объективом, который имел при себе. Даже отклонив камеру назад, он не мог поместить объект в кадр.

Lens Correction в Фотошопе

Поэтому фотограф решил сделать снимок для того, чтобы не забыть, о какой местности идет речь, а затем вернуться к этому объекту позднее. Этот снимок представлен на следующем снимке. Делая его, ему все равно пришлось немного отклонить камеру, поэтому изображение тоже получилось наклоненным (и искаженным).

Наклоненное изображение. Церковь

Сев за компьютер, фотограф обнаружил, что ему очень нравится освещение. Снимок был сделан в сумерках, и церковь освещалась лучами солнца, стоящего низко над горизонтом. Поэтому он решил поработать над изображением. Сначала с помощью инструментов Clone Stamp (Копирующий штамп) и Healing Brush (Восстанавливающая кисть) он удалил безобразные провода, пересекающие здание. Сама по себе это уже немалая задача. Затем он добавил облака и повернул изображение так, чтобы церковь стояла в кадре более-менее вертикально. Обрезав кадр, мастер получил изображение, представленное на фото чуть ниже.

Убрал провода и добавил облака на фото

К сожалению, сходящиеся линии придали объекту вид «падающего назад». Поэтому он использовал корректирующий фильтр Lens Correction для спрямления вертикальных линий.

Использование корректирующего фильтра Lens Correction

Фотограф смог практически полностью откорректировать наклон с помощью ползунка вертикальной перспективы Vertical Perspective, расположенного в правой нижней части диалогового окна. Откорректированное изображение, представленное следующей фотографии, выглядит гораздо менее «наклонным» и более реалистичным.

Откорректированное изображение

Фото с вертикальными и горизонтальными направляющими

Ну и наконец, вы можете видеть, насколько точно вертикальные и горизонтальные направляющие соответствуют фактическим линиям откорректированного объекта.
Категория: Архитектурное фото | Добавил: MiG29_vmvp (14.11.2010)
Просмотров: 3838 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]